?

Log in

No account? Create an account

Папярэдні запіс | Наступны запіс

24.10.08 Сергей Альфер

Существуют ли избирательные стандарты ОБСЕ и СНГ и как они соответствуют иным международным обязательствам государств?

----------------------



Резюме: В результате взаимовлияния и взаимопроникновения международных и национальных норм права сложились определенные международно-правовые стандарты, которым должны соответствовать выборы, проводимые в любой стране мира, чтобы они были признаны международным сообществом подлинными, свободными и справедливыми.
При подлинных выборах существует реальный политический плюрализм, идеологическое многообразие и многопартийность, осуществляемые через функционирование политических партий, законная деятельность которых находится под юридической защитой государства.
Для того чтобы участие в выборах было свободным, выборы должны проводиться в атмосфере, характеризующейся отсутствием какого-либо запугивания и наличием широкого ряда основных прав человека. Проведение свободных выборов является невозможным без установления норм, закрепляющих осуществление всеми субъектами избирательного процесса таких основополагающих прав человека как права на свободу мнений, свободу их выражений и свободу информации, права на свободу слова, право на свободу собраний и права на свободу ассоциаций.
Для обеспечения справедливости выборов необходим ряд правовых и организационных мер, направленных на эффективную защиту процесса выборов от необъективности, мошенничества и фальсификаций. К таким мерам можно отнести информированность населения, присутствие наблюдателей в ходе подготовки и проведения выборов, равный доступ к средствам массовой информации для всех кандидатов и партий, участвующих в выборах.

Признание миссией СНГ выборов в любой иной стране не соответствующими общепринятым избирательным стандартам бумерангом отзовется и для иных стран Содружества. В данном случае действует принцип корпоративного интереса – поскольку практически во всех странах выборы проходят одинаково (недемократично), то не может быть иного пути, как признания их прошедшими в соответствии с демократическими избирательными нормами.


(с сокращениями для ЖЖ)



Что это за документы, в соответствии с которыми выборы признаются свободными и справедливыми или нарушающими международные нормы? Существуют ли стандарты ОБСЕ по выборам? Существуют ли избирательные стандарты СНГ и как они соответствуют иным международным обязательствам государств в области проведения выборов? И были ли действительно проведены выборы 2008 года в Беларуси в соответствие с национальным законодательством? Попробуем разобраться в этом.

1. Международные стандарты

Статья 8 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Требования этой статьи Конституции устанавливают обязательность соответствия актов законодательства, принимаемых в Республике Беларусь, общепризнанным принципам международного права и безусловную необходимость приведения в соответствие с этими международными нормами актов внутригосударственного законодательства, нарушающих конституционное положение.

Основные принципы международного права и их нормативное содержание изложены в принятой 24 октября 1970 года Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года (в 1994 году Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Очевидно, что для реализации любого принципа международного права на практике необходима его конкретизация в договорных и обычных нормах международного права. В настоящее время принято называть все международные нормы в области прав и свобод личности международными стандартами. Исходя из данного определения международные стандарты в области прав человека, касающихся свободных и справедливых выборов, можно назвать международными избирательными стандартами.

2. Источники международных избирательных стандартов

С момента своего возникновения институт избирательного права регулировался национальным законодательством каждой страны. С окончанием Второй мировой войны и созданием Организации Объединенных Наций набрала силу тенденция все большего сближения правовых систем различных государств, взаимовлияния и взаимопроникновения международных и национальных норм права. В результате этого взаимопроникновения в настоящее время сложились определенные международно-правовые стандарты, которым должны соответствовать выборы, проводимые в любой стране мира, чтобы они были признаны международным сообществом подлинными, свободными и справедливыми.

Международные избирательные стандарты подразделяются на универсальные и региональные.
Универсальными международные избирательные стандарты являются в силу того, что они действуют в отношении всех государств Земли. К универсальным источникам международных избирательных стандартов относятся акты, принятые в рамках Организации Объединенных Наций. Первым таким документом явилась Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Статья 21 Всеобщей декларации гласит: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Гражданские и политические права, изложенные во Всеобщей декларации прав человека, в дальнейшем были конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом 19 декабря 1966 г. и вступившем в силу 23 марта 1976 г. Участниками этого Международного пакта в настоящий момент являются около 230 государств (на 29.02.2008 г. Международный пакт о гражданских и политических правах подписали 68 государств и ратифицировали 160) [5]. Беларусь ратифицировала Пакт в 1973 году. Таким образом, международный пакт является обязательным для исполнения международным инструментом, гарантирующим право на свободные выборы, с самым большим количеством участников.

В отличие от Всеобщей декларации прав человека Международный пакт о гражданских и политических правах принимался в форме многостороннего международного договора и однозначно определялся как документ, носящий обязательный характер для государств-участников.

Одновременно с универсальными, утверждались и развивались региональные избирательные стандарты, к которым можно отнести Протокол № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20 марта 1952 года

Наиболее детально разработаны европейские международные стандарты выборов. Они изложены в документах, принятых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе – в Парижской Хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 г., в документах Конференции по человеческому измерению, проходившей в три этапа: в Париже в 1989 г., в Копенгагене в 1990 г. и в Москве в 1991 г.

Документы ОБСЕ носят политический характер и не являются источниками международного права. Но поскольку руководители государств - участников ОБСЕ неоднократно заявляли, что достигнутые договоренности подлежат безусловному претворению в жизнь, они имеют юридический оттенок. Такие заявления вполне можно рассматривать как односторонние обязательства государств международно-правового характера, поэтому вполне можно поддержать позицию тех ученых, которые считают, что положения документов ОБСЕ, относящиеся к правам человека, следует считать региональными стандартами в области прав человека.
Представляется, что это и отвечает на вопрос – есть ли стандарты ОБСЕ по выборам. И в этом нет вины ОБСЕ, что советники Президента Республики Беларусь не проинформировали его о наличии таковых стандартов.

Что касается других международных документов в области прав человека, касающихся свободных и справедливых выборов, таких, как резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, различных органов ООН, Совета Межпарламентского Союза, Венецианской комиссии и других, то они, в отличие от названных ранее, не являются источниками международных избирательных стандартов, так как не несут юридических обязательств, а могут рассматриваться лишь как рекомендации и служить основой для разработки соответствующих договоров, конвенций в области прав человека.

Рекомендациями в области проведения свободных и справедливых выборов для государств-членов Совета Европы являются Руководящие принципы относительно выборов, принятые Европейской Комиссией за демократию через право (Венецианской Комиссией) на 51-й сессии 5-6 июля 2002 года [6]. Венецианская Комиссия состоит из независимых экспертов, достигших международной известности благодаря опыту работы в демократических учреждениях или вкладу в развитие юридической и политической науки. В соответствии с Руководящими принципами относительно выборов Венецианской Комиссии для того, чтобы выборы соответствовали общим принципам европейского наследия, на которых строится подлинно демократическое общество, они должны отвечать пяти основополагающим нормам: избирательное право должно быть всеобщим, равным, свободным, тайным и прямым. Кроме того, выборы должны проводиться регулярно.

Соблюдение этих пяти основополагающих принципов общеевропейского опыта в области выборов (всеобщее, равное, свободное, тайное и прямое голосование) является важнейшим элементом демократии. Оно допускает разнообразные формы демократического волеизъявления, однако, в установленных пределах. Эти пределы обусловлены, в первую очередь, толкованием указанных принципов; в документе Венецианской комиссии изложены минимальные нормы, которые должны выполняться для обеспечения соблюдения принципов. Во-вторых, недостаточно, чтобы закон о выборах (в узком смысле) включал нормы, отвечающие европейским принципам в области выборов: последние должны выступать как единый комплекс, а также необходимы гарантии того, чтобы избирательный процесс пользовался доверием. Прежде всего, должно быть обеспечено уважение основных свобод, а также стабильность норм должна быть такой, чтобы исключить любые подозрения в манипулировании. И, наконец, процессуальная база должна обеспечивать эффективную реализацию установленных норм.

Региональные международные избирательные стандарты содержатся и в документах СНГ. Разновидностью региональных международных избирательных стандартов, является Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств [7]. При принятии на заседании Совета глав государств – участников Содружества Независимых Государств (7 октября 2002 года, г. Кишинев) Конвенция была подписана президентами Армении, Грузии, Кыргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Украины. После ратификации Конвенции парламентами трех государств СНГ – Киргизии, России и Таджикистана, по состоянию на 11 ноября 2003 года в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Конвенции она вступила в силу. В дальнейшем 23 июня 2004 года Конвенцию ратифицировала Республика Молдова, а 28 февраля 2005 года – Республика Армения. Таким образом, Конвенцию ратифицировали пять из семи подписавших Конвенцию государств СНГ: Кыргизия, Россия, Таджикистан, Молдова и Армения.

Конвенция о стандартах демократических выборов представляет собой попытку кодификации международных правовых норм в области организации избирательного процесса. Перечень стандартов в этой Конвенции такой же, что и в Европейских документах. Конвенция закрепляет демократические, периодические, обязательные, свободные, подлинные, справедливые, конкурентные, открытые и гласные выборы, проводимые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, обеспечение судебной защиты избирательных прав и свобод всех участников выборов, осуществление общественного и международного наблюдения за выборами, гарантии их реализации. В документе впервые даны определения вышеназванных избирательных стандартов, механизмы их реализации. Конвенция содержит ряд положений, обеспечивающих эффективную реализацию принципа открытости и гласности выборов, деятельности избирательных органов на всех стадиях избирательного процесса с целью повышения уровня доверия участников выборов к итогам голосования и результатам выборов, избранным кандидатам.

Государства участники Конвенции фактически берут на себя право привести свое избирательное законодательство в соответствии с принципами и нормами Конвенции. Так, в соответствии со Ст. 19 «Обязательства государств-участников Конвенции» «Стороны будут принимать законодательные и другие меры в целях усиления гарантий избирательных прав и свобод для подготовки и проведения демократических выборов, реализации положений настоящей Конвенции».

Очевидно, что присоединение Беларуси к Конвенции СНГ вызовет необходимость адаптации избирательного законодательства страны к установленным в Конвенции нормам. Это помогло бы приблизить национальное избирательное законодательство к международным стандартам.

3. Международные стандарты подлинных свободных и справедливых выборов

В источниках международного избирательного права, в различных международных документах, связанных с соблюдением и защитой основных прав и свобод, используются термины «подлинные, свободные и справедливые выборы». Так, статья 1 Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, принятой Межпарламентским союзом гласит, что «в любом государстве полнота власти может проистекать только из волеизъявления народа, выраженного на подлинных, свободных и справедливых выборах, организуемых через регулярные периоды на основе всеобщего, равного и тайного голосования». При нарушении этих условий международное сообщество не признает состоявшиеся в той или иной стране выборы демократичными, равно как и легитимность избранного на этих выборах органа. Какое же содержание вкладывается в эти слова. Каким критериям должны соответствовать выборы, чтобы они были признаны международным сообществом демократическими, подлинными, свободными и справедливыми?
Наиболее полно эти критерии выражены в статье 1 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года, в соответствии с которой «стандартами демократических выборов являются:

- право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства;
- принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей;
- открытый и гласный характер выборов;
- осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами;
- гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса».
Рассмотрим более подробно эти понятия.

3.1. Свободные выборы

Статья 38 Конституции Республики Беларусь закрепляет право граждан Республики Беларусь свободно избиратель своих представителей, а также быть избранными. Конституция не определяет более широкого понятия свободных выборов. Понятие свободных выборов закреплено в Избирательном кодексе Республики Беларусь, в соответствии с которым свободные выборы – это только те, на которых избиратель решает участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.

Очевидно, что данная дефиниция существенно сужает понятие свободных выборов, принятое в демократическом обществе. Для того чтобы участие в выборах было свободным, выборы должны проводиться в атмосфере, характеризующейся отсутствием какого-либо запугивания и наличием широкого ряда основных прав человека. Очевидно, что проведение выборов является невозможным без установления норм, закрепляющих осуществление всеми субъектами избирательного процесса таких основополагающих прав человека как права на свободу мнений, свободу их выражений и свободу информации, права на свободу слова, право на свободу собраний и права на свободу ассоциаций.

Права на свободу мнений, свободу их выражений и свободу информации закреплены статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой записано:
«1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения, это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору».

Значение этой статьи выражения политических идей или мнений очевидно. Процесс выборов представляет собой механизм, самоцель которого состоит в выражении политической воли народа. Поэтому в периоды проведения выборов право выражения идей сторонников различных партий должно решительно защищаться.

Право на свободу мнений декларируется и в Конституции Республики Беларусь. Так, согласно ст. 33 Конституции «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются».

Право на мирные собрания гарантируется статьей 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая гласит: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

Любые ограничения права проведения собраний не могут выходить за пределы необходимости защиты перечисленных общественных интересов.

Статья 35 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. При этом закон может определить только порядок проведения указанных мероприятий.

Исходя из конституционных принципов проведение массовых мероприятий в республике Беларусь должно носить явочный или, в крайнем случае, уведомительный характер. Статьи закона «О массовых мероприятиях», устанавливающие произвольное право руководства местных исполнительных и распорядительных органов по разрешению или запрещению массовых акций, находятся в явном противоречии с конституционными принципами.

Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах гарантирует свободу ассоциации с другими лицами. Это право имеет широкий охват и со всей ценностью включает право создавать политические организации и участвовать в них. Очевидно, что право на свободу ассоциации тесно связано со всеми вышеперечисленными правами, ибо только при из совместной реализации объединившиеся в ассоциацию лица могут выражать и отстаивать свои интересы.

3.2. Справедливые выборы

Международные стандарты, создающие условия для проведения справедливых выборов, закреплены в целом ряде международных документов, начиная с Всеобщей декларации прав человека, в части 3 статьи 21 которой записано, что выборы «должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве». В статье 10 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ устанавливается, что «соблюдение принципа справедливых выборов должно обеспечивать создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса. При проведении справедливых выборов обеспечиваются:

а) всеобщее и равное избирательное право;
б) равные возможности каждому кандидату или каждой политической партии (коалиции) для участия в избирательной кампании, в том числе для доступа к средствам массовой информации и телекоммуникаций;
в) справедливое и гласное финансирование выборов, избирательной кампании кандидатов, политических партий (коалиций);
г) честность при голосовании и подсчете голосов, полное и оперативное информирование о результатах голосования с официальным опубликованием всех итогов выборов;
д) организация избирательного процесса беспристрастными избирательными органами, работающими открыто и гласно под действенным общественным и международным наблюдением;
е) быстрое и эффективное рассмотрение судами и иными уполномоченными на то органами жалоб на нарушения избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций) во временных рамках соответствующих этапов избирательного процесса, а также обеспечение права гражданина на обращение в международные судебные органы за защитой и восстановлением своих избирательных прав и свобод в порядке, предусмотренном нормами международного права».

Для обеспечения справедливости выборов необходим также ряд правовых и организационных мер, направленных на эффективную защиту процесса выборов от необъективности, мошенничества и фальсификаций. К таким мерам можно отнести информированность населения, присутствие наблюдателей в ходе подготовки и проведения выборов, равный доступ к средствам массовой информации для всех кандидатов и партий, участвующих в выборах.

Предварительным условием свободного выбора является информированность населения. Информация, предназначающаяся для избирателей, должна быть доступной для всех членов общества, независимо от их языка или уровня грамотности. Материалы, касающиеся выборов, должны распространяться всеми средствами массовой информации на всех соответствующих языках и должны соответствовать культурному уровню различных социальных групп общества.
Для политических партий и кандидатов должен быть гарантирован доступ к средствам массовой информации, причем он должен обеспечиваться на справедливой основе.

Использование наблюдателей на выборах является эффективным средством проверки подлинности их результатов. Кроме того, присутствие наблюдателей уменьшает возможности для запугивания или мошенничества. Нейтральные объективные наблюдатели могут также создать доверие у избирателей и тем самым не только усилить их стремление к участию в выборах, но и их возможность свободно выражать свою политическую волю в ходе голосования, не опасаясь репрессий.

Необходимо, чтобы наблюдателям было на законном основании разрешено свободное передвижение по стране, они должны иметь доступ ко всем избирательным мероприятиям, а также им должна быть обеспечена защита от причинения вреда и вмешательства в выполнение ими своих служебных обязанностей. Кроме того, важно иметь достаточное количество наблюдателей для того, чтобы об их присутствии было широко известно избирателям и чтобы избиратели знали их.

Большое значение для обеспечения свободных и справедливых выборов, правильного разрешения избирательных споров играет наличие независимой судебной власти в стране. Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году утвердила основные принципы независимости судебных органов, которыми должны руководствоваться страны – участники ООН:

а) независимость судебных органов должна гарантироваться конституцией или другим законом государства;
б) беспристрастность судебных органов должна гарантироваться без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного;
в) судебные органы должны обладать исключительной властью для того, чтобы решать, входит ли переданное им дело в их установленную законом компетенцию;
г) судебные решения не должны подлежать пересмотру. Этот принцип не должен препятствовать пересмотру судебных решений, вынесенных судами более низкой инстанции, а также смягчению или пересмотру компетентными органами судебных приговоров, вынесенных судебными органами в соответствии с законом;
д) судебные органы должны иметь право и обязанность обеспечивать справедливое ведение судебного разбирательства и соблюдение прав сторон;
е) государства обязаны предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.

3.3. Подлинные выборы

В Международном пакте о гражданских и политических правах, Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, принятой Межпарламентским союзом имеется термин «подлинные выборы». Анализируя эти международные документы, касающиеся прав человека, можно сделать вывод: фактически этот термин означает, что выборы обязательно должны быть периодическими, всеобщими, равными, тайными и обеспечивать свободное волеизъявление избирателей.

Расширенное толкование термина «подлинные выборы» дано в статье 9 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ. В соответствии с ней при подлинных выборах обеспечивается выявление свободно выраженной воли народа и непосредственное ее осуществление.

Подлинные выборы предоставляют избирателям возможность на основании конституции и законов выбирать кандидатов. При подлинных выборах существует реальный политический плюрализм, идеологическое многообразие и многопартийность, осуществляемые через функционирование политических партий, законная деятельность которых находится под юридической защитой государства.

При подлинных выборах обеспечивается свободный доступ избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, политических партиях (коалициях) и о процессе выборов, а кандидатов, политических партий (коалиций) - к средствам массовой информации и телекоммуникаций.

Назначение выборов и проведение избирательных действий и процедур должны осуществляться в порядке и сроки, позволяющие кандидатам, политическим партиям (коалициям) и другим участникам избирательного процесса развернуть полноценную предвыборную агитационную кампанию.

Подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций). Регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий либо ограничений дискриминационного характера. Не допускается произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций).

Каждый кандидат и каждая политическая партия (коалиция), участвующие в выборах, должны признавать итоги голосования и результаты демократических выборов, иметь возможность обжаловать официальные итоги голосования, результаты выборов, нарушающие избирательные права и свободы гражданина, в судебные и (или) иные органы в порядке и сроки, предусмотренные законами, международными обязательствами государства.

Лица и органы, чья деятельность направлена на фальсификацию подсчета голосов, итогов голосования и результатов выборов, на воспрепятствование свободному осуществлению гражданином его избирательных прав и свобод, должны преследоваться по закону.

Таким образом, только подлинные выборы предоставляют избирателям право сделать реальный выбор. Только при них существует реальный политический плюрализм, который осуществляется прежде всего через функционирование партий.

Таким образом, подлинные выборы – это такие выборы, которые выявляют свободно выраженную волю народа и приводят к ее осуществлению. И только такие выборы могут быть признаны демократическими.

4. Почему отличаются оценки выборов миссиями наблюдателей СНГ и ОБСЕ?

Как мы видели выше, международные избирательные стандарты, используемые в СНГ и иных демократических странах, вполне соответствуют друг другу. Таким образом, критерии установления выборов свободными и справедливыми как основывающиеся на одинаковых правовых нормах, должны быть идентичными. Тем не менее, очень часто оценки бывают диаметрально отличающимися. Так, президентские выборы (3 тур), проведенные на Украине в 2004 году, были признаны свободными и справедливыми ОБСЕ, но не были признаны таковыми миссией СНГ. И наоборот, все выборы в Беларуси, начиная с 2000 года миссия ОБСЕ не признавала свободными и справедливыми, а миссия СНГ с таким же постоянством их признавала проведенными в соответствии с международно-правовыми нормами. Хотя бывают и исключения. Так, парламентские и президентские выборы в Армении в 2007 и 2008 годах обе миссии признали соответствующими общепризнанным нормам. Признаются соответствующими международным избирательным стандартам также выборы в Молдове.

Что же касается других стран, то, по мнению ОБСЕ, выборы в странах Средней Азии не являются соответствующими международным нормам. Отход от международных стандартов отмечен миссией ОБСЕ при проведении выборов в Государственную Думу России 2003 года и президентских 2004 года. Миссия ОБСЕ отказалась приехать для наблюдения за соответствующими выборами в России 2007 и 2008 годов из-за невозможности организации полноценного наблюдения в связи с противодействием государственных властей. Вместе с тем эти выборы были признаны также несправедливыми. Вместе с тем, по оценке миссий СНГ, выборы и в странах средней Азии и в России признавались свободными и справедливыми [8].

Весьма интересную оценку дал миссии СНГовских наблюдателей при их мониторинге парламентских выборов в Казахстане 2005 года очень уж не любящий наблюдателей от ОБСЕ Роман Кареев. С горечью он отметил, что «наши российские наблюдатели – это, как правило, чиновники – господин Рушайло и его свита, до четырехсот человек. По прибытию российская делегация делает стандартное заявление о грядущем «соблюдении норм демократии», за это россияне получают прием на высшем уровне, банкет и красную ковровую дорожку от самолета до самолета. Однако толку от этой армии в 400 человек абсолютно никакого. Потому что это классические чиновники, которые прибывают с официальным визитом; российские наблюдатели никому не интересны» [9].

Такие двойные стандарты в оценке двух противоборствующих миссий становятся более понятными, если мы проведем сравнение выявленных наблюдателями нарушений в странах СНГ, в которых выборы не признаны международным демократическим сообществом. Все эти нарушения практически идентичны в исследуемых странах: сильнейший административный ресурс властей задействован либо только за «своих» кандидатов, либо против оппозиционных; манипуляции со списками избирателей; нарушения соответствия волеизъявления избирателей итогам выборов (попросту говоря – их фальсицикация). Причем последнее многогранно: это и фальсификации при досрочном голосовании и голосовании на дому, вброс бюллетеней в день голосования, несоответствующий принципам гласности подсчет голосов и перенос бюллетеней оппозиционных кандидатов в стопку провластного, вписывание в протокол иных, нежели по числу бюллетеней данных и, наконец, разительное отличие данных в вышестоящих комиссиях от протоколов участковых комиссий.

Таким образом, признание миссией СНГ выборов в любой иной стране (вероятно, за исключением вышедшей из СНГ Грузии, да и Украины) несоответствующим общепринятым избирательным стандартам бумерангом отзовется и для иных стран Содружества. В данном случае действует принцип корпоративного интереса – поскольку практически во всех странах выборы проходят одинаково (недемократично), то не может быть иного пути, как признания их прошедшими в соответствии с демократическими избирательными нормами. К тому же необходимо учесть, что состав миссии формируется государственными органами, в наблюдении участвуют вполне «проверенные» лица, отдающие себе отчет в последствиях выражения собственного даже мнения по поводу проведенных выборов. Отсюда по умолчанию их мнение «полностью соответствует» мнению руководства миссии.

Я не могу заявить, что миссия ОБСЕ является полностью беспристрастной. Мне приходилось участвовать в наблюдении в составе миссии ОБСЕ нескольких европейских выборов. И наблюдатели, собравшиеся в стране для мониторинга выборов, чувствуют определенные веяния, дух миссии. Это в большей степени связано с теми результатами, которые озвучиваются по данным долгосрочных наблюдателей, а также с отношением международного сообщества к стране. Вместе с тем этот дух не является основанием для установления результатов миссии. Как пример, на парламентские выборы 2008 года миссия ОБСЕ, по моему мнению, ехала с серьезным желанием признать их если не полностью соответствующими международным стандартам, то уж проведенными со значительным прогрессом по сравнению с предыдущими выборами. Итог выборов превзошел все «желания» миссии и она вынуждена была признать их недемократическими.

Продолжение следует

[1] См. на сайте ОБСЕ http://www.osce.org/odihr/ Statement of preliminary findings and conclusions on the 28 September 2008 Parliamentary Elections in Belarus (текст представлен на белорусском, русском и английском языках)
[2] См. сайты http://www.vesti.ru/doc.html?id=212278&tid=61853, http://www.region.mogilev.by/ru/node/5130 от 29.09.2008 г., http://www.president.gov.by/press62863.print.html от 30.09.2008 г.
[3] См. сайт Коммунистической партии Российской Федерации http://kprf.ru/international/60390.html
[4] Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко. М., 1995. С. 22.
[5] См. сайт Информационного центра ООН в Москве http://www.unic.ru/bill/?ndate=2008-02-29
[6] Руководящие принципы размещены на сайте Совета Европы http://www.venice.coe.int/docs/2002/CDL(2002)139-e.asp
[7] По сообщению МИД Президент Республики Беларусь в августе 2008 г. дал указание о присоединении Беларуси к Конвенции СНГ о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод. Как объяснила 6 августа 2008 г. председатель Центральной комиссии Л. Ермошина, ранее Беларусь не присоединялась к конвенции «по формальным основаниям» (http://naviny.by/rubrics/politic/2008/08/05/ic_news_112_294958/).
[8] Например: http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=146119.
[9] Статья «ОБСЕ: чиновники или «выборная мафия» от 11.11.2005 года, опубликованная на сайте АПН Казахстана http://www.apn.kz/publications/article50.htm

Comments

( 2 камэнтара — Пракамэнтаваць )
triath88
24 Кст 2008 07:40 (UTC)
А пры чым тут
«Обобщения» американского историка утверждают корневую зараженность польского общества антисемитизмом.
у шапцы паста?
Папраўце, калі ласка.
fortune_teller
24 Кст 2008 11:29 (UTC)
спасибо
( 2 камэнтара — Пракамэнтаваць )